«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» – эта пословица как раз про рукоборцев, ну, про меня-то абсолютно точно! За более чем пятнадцатилетнюю спортивную историю силы и время сходить к травматологу нашел только тогда, когда отказалась сгибаться правая рука. Проблемой стала даже езда в автомобиле, заднюю передачу без помощи левой руки включить вообще не удавалось! Но, как говорится, нет худа без добра, по крайней мере, появился повод поведать со страниц «Железного мира» о такой насущной для всех рукоборцев проблеме, как травма локтевого сустава.
Предыстория
Симптомы: ограниченная амплитуда движения. Разгибание вызывало боль, при сгибании внутри локтя надувался шар. Да, в принципе, и амплитудой эти градусов тридцать назвать можно было с натяжкой. Любые прикосновения к локтю вызывали болевые ощущения.
Какой-то конкретный эпизод, который мог бы вызвать такие последствия, вспомнить я не мог. Хотя нагрузки на тренировках рукам давал хорошие, тем более, что после долгого перерыва – около года – мышцы реагировали на них великолепно. Наверное, эти нагрузки и сделали свое «черное» дело, плюс – шлейф прошлых недолеченных травм, ну и возраст наверняка сыграл свою роль. Думаю, именно совокупность этих факторов и спровоцировала травму. При этом явно выраженной боли вначале не было. Был некий дискомфорт, который после хорошего разогрева отступал, поэтому тренироваться я не прекращал, уж очень хотелось вернуть утраченную спортивную форму. Но в одно утро все закончилось, рука банально перестала разгибаться! Пришлось собираться к врачу.
Что со мной, доктор?
С заведующим отделением травматологии и ортопедии, профессором Александром Михайловичем Савинцевым, я познакомился в начале 1997 года, он тогда сшивал мой разорвавшийся бицепс. Так что особого выбора, кому доверить свое драгоценное здоровье, особо-то и не было. На этот раз после сбивчивого грустного рассказа я был направлен на рентген и магнитно-резонансную томографию (МРТ). Иногда, чтобы понять, что же с тобой происходит, полезно заглянуть внутрь себя.
Рентген глубоко «заглянуть в себя» не позволил. Короткое заключение: «артроз правого локтевого сустава без костно-травматических изменений». После проведения магнитно-резонансной томографии картина стала более печальной, но зато и более ясной: выраженный выпот в полости локтевого сустава. Признаки остеоартоза в виде краевых костных разрастаний суставных поверхностей. Истончение суставного хряща в медиальном отделе блока плечевой кости и венечного отростка лучевой кости вследствие дистрофических изменений. Суставная щель в данном отделе сустава сужена. Отек костного мозга латерального отдела головки лучевой кости. И еще что-то о том, что Lig. collaterale ulinare локтевого сустава имеет неравномерную толщину и наблюдается расширенный и гиперинтенсивный на Т2 ВИ сигнал от сухожилия m. flexor gigitorum communis. Умеют же люди отрабатывать деньги, ни к чему не придраться!
К моей радости заключение МРТ произвели на профессора менее удручающее впечатление, нежели на меня. «Сустав у тебя натружен, его надо лечить, – спокойно констатировал зав. отделением, – но амплитуду восстановить в этом суставе уже проблематично». Да черт с ней, с этой амплитудой! Сколько себя помню, рука никогда полностью не разгибалась, ну, может, только в детстве. Я же, в конце концов, не штангой занимаюсь, мне «выключение» не нужно, мне бы только, чтобы боли не было!
«У тебя выпот в суставе, жидкость раздувает капсулу, – продолжал объяснять доктор суть моей проблемы. – Первая задача – убрать эту жидкость. А знаешь, почему она возникает? У тебя повышенный износ хряща. Организм так реагирует на повышенное трение. Это как в двигателе – надо смазку добавить». Это объясняет непонятные ощущения, возникавшие при сгибании руки – как будто внутри надувается шар с водой. Если в этой ситуации не предпринять каких-либо мер, травмированные участки сустава будут зарубцовываться, утолщаться, что, естественно, скажется на подвижности сустава.
Как это лечится?
«Первая задача – снять воспалительный процесс – озвучил свой приговор профессор. – Затем необходимо заняться восстановлением хряща». Для решения первой задачи в основном используют нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП). В моем случае комплекс лечения состоял из десятидневного курса индометацина. К нему были добавлены инъекции мильгамы (витамины группы В, оказывают положительное действие при воспалительных и/или дегенеративных заболеваниях нервов и опорно-двигательного аппарата) и «Трентал». Последний улучшает микроциркуляцию в зонах нарушенного кровоснабжения.
Курс снял болевые симптомы и опухоль, хотя небольшой дискомфорт в области крепления плечелучевой остался, да и в целом о какой-то стабильности в суставе и речи не было. Хотя откуда ей быть, калечил-то я его, все-таки, не один день!
Здесь я хотел бы остановиться на двух моментах, к которым чаще всего относятся с пренебрежением, но от которых вплотную зависит результат лечения поврежденного сустава. Первое, что необходимо – это разгрузить сустав, продолжение нагрузки обязательно приведет к ухудшению его состояния. В моем случае банальная фиксация руки на плечевой косынке гарантировала гораздо более быстрый эффект от всего лечения. К сожалению, мной этот нюанс был проигнорирован, о чем я потом пожалел не один раз! Следующее, на что надо обратить внимание – это осторожное отношение к таким мерам воздействия, как массаж и физиотерапия. «Не навреди» – этим принципом при лечении локтевого сустава пользовались еще древние врачеватели.
Вторая часть лечения должна предотвратить дальнейшее разрушение хряща и стимулировать его восстановление. Это достигается путем применения хондропротекторов, к которым относятся глюкозамин и хондроитина сульфат. Хондропротекторы – это вещества, питающие хрящевую ткань и восстанавливающие структуру поврежденного хряща суставов.
Добавки, основанные на этих веществах, представлены во многих магазинах спортивного питания и достаточно известны среди спортсменов. Главное, о чем иногда умалчивает информация на этикетках, это то, что положительный эффект от их применения достигается только при длительном применении. Хондропротекторы относятся к медленнодействующим препаратам. Эффект от их применения виден не ранее, чем через 1-2 месяца и сохраняется в течение 2-3 месяцев после прекращения приема препарата. Поэтому, чтобы добиться наилучшего результата, данные средства назначают длительными повторными курсами на протяжении нескольких лет. В связи с этим, об окончательных итогах моего лечения я смогу рассказать лишь в следующем номере «Железного мира».
Немного статистики
Факты и цифры обладают удивительной возможностью производить на слушателя шокирующий эффект. Послушав статистические данные о ДТП, некоторое время мы говорим себе: «все за руль больше не сяду, да здравствует метро и пешие прогулки!» Похожая ситуация и с травмами. Получив много новой для себя информации, начинаешь думать: «да ну его на хрен, этот армрестлинг!»
К сожалению, армрестлинг не является каким-то ярким исключением из правил, травмы суставно-связочного аппарата – наиболее частая причина, из-за которой представители многих видов спорта завершают свою карьеру раньше, чем им того бы хотелось. И главное слабое звено здесь именно хрящ.
У суставного хряща нет кровеносных сосудов. В том числе и этим объясняется то, что поврежденный хрящ с трудом восстанавливается. Для наглядности здесь необходимо привести пример, наиболее часто используемый врачами-травматологами. Клетки печени полностью обновляются за 5 дней, что, в принципе, позволяет нам раз в неделю «расслабиться», а хрящ обновляется всего лишь на 50 процентов за 10 лет! Неутешительное сравнение для всех действующих спортсменов, на основе которого можно сделать вывод: любая травма хрящевой ткани практически неизлечима.
«Оргвыводы»
Выводы, сделанные во время подготовки этого материала, оказались весьма неутешительными. Не секрет, что армрестлинг – это высокотравматичный вид спорта. Наши руки и, естественно, суставы испытывают колоссальные, запредельные нагрузки. Для полноты картины здесь следует добавить, что эти нагрузки применяются сразу во многих направлениях, половину из которых нельзя даже с натяжкой назвать естественными для наших суставов.
Участие практически в каждом турнире – это гарантированная микротравма! Добавьте сюда регулярные тренировки, где каждый подход – это вес, близкий к максимальному, и регулярные спарринги, которые особо ничем от соревнований не отличаются. Разве что, на соревнованиях мы боремся немного поменьше!
Но при таких нагрузках говорить о существовании в армрестлинге какой-либо внятной системы реабилитации и лечения травм, к сожалению, не приходится. Даже у самых «продвинутых» рукоборцев, регулярно штурмующих мировые и европейские «олимпы», а также их тренеров получить внятную информацию о реабилитации практически невозможно. К сожалению, основной рецепт лечения – «само заживет»! К врачам спортсмены обращаются только в самых крайних случаях. Согласитесь – это не лучшая база для развития детско-юношеского спорта!
Но давайте вернемся к нашим локтям. Что же может предпринять отдельно взятый рукоборец для содержания в постоянной боевой готовности своего главного оружия?
Во-первых, необходимо более внимательно относиться к планированию тренировок. Это касается и работы с максимальными весами, и спаррингов. Последних даже в большей степени. Вот бодибилдеры и «лифтеры» уже давно пришли к правильному выводу: самое сложное в послетренировочном восстановлении – это не мышцы и психика, главное – восстановление связочного аппарата. Редкий энтузиаст жима лежа практикует работу с максимальными весами чаще, чем раз за недельный цикл. А мы сначала с «железом» «забьемся», а потом, для «шлифовки», еще пару поединков проведем. И это при том, что наши суставы получают куда более «зверскую» нагрузку, нежели «качковские»!
Во-вторых, серьезней относиться к реабилитации даже после незначительных на первый взгляд травм. Проблема восстановления хряща усложняется тем, что на месте погибшей хрящевой ткани развивается рубцовая ткань, которая не позволяет хрящу восстанавливаться в нужном месте. Каждая проигнорированная вами травма – это необратимые изменения в структуре сустава. Большинство специалистов сходятся в том, что полнота восстановления поврежденной хрящевой ткани во многом зависит от правильных действий в посттравматический период. То есть, сразу же после травмы необходимо предпринять все меры для предотвращения развития гематомы и отека мягких тканей, и, как следствие, развития на поврежденных участках рубцовой ткани. Прежде всего, травмированный участок надо охладить, хотя бы просто поместить под струю с холодной водой. Для максимального эффекта холод травмированному суставу необходимо обеспечить в пределах первых 10-15 минут с момента повреждения. Затем для уменьшения отека необходимо наложить сдавливающую повязку, и, как говорилось выше, обеспечить покой травмированному суставу.
В-третьих. Обратитесь к врачу. Если вы решили серьезно заняться армрестлингом, то наличие «под рукой» хорошего врача-травматолога – залог вашего спортивного долголетия. Все манипуляции со своим драгоценным здоровьем лучше всего проводить под присмотром грамотного специалиста. Да, это стоит денег, да, это отнимает время, но поверьте, это того стоит. Прием у специалиста в Санкт-Петербурге вам обойдется в сумму от 500 до 1000 рублей, рентгеновский снимок – порядка 400 рублей. Самой дорогой, но необходимой процедурой является МРТ, она обойдется вам примерно в 100 евро. Лечение запущенных травм встанет вам гораздо дороже, а самое главное – это может поставить крест на вашей дальнейшей спортивной карьере!